Эммаус в Польше – пасхальный обычай, а вовсе не деревня

17.04.2017, 11:42

 

В Пасхальный понедельник (в 2017 году это 17 апреля) в Польше проходят праздничные ярмарки, называемые Эммаус, а точнее – Эмаус. Связь с библейским Эммаусом – прямая, хоть в наше время и не для всех очевидная.

 

Вообще Эммаус — это комплекс мероприятий, включающий праздничное богослужение и следующее за этим народное гуляние, носящее, как вы уже наверное догадались, название деревни в древней Иудее, в которую, согласно библейскому преданию, шёл воскресший Иисус. Речь о четвёртом явлении Христа ученикам после Его воскресения. Оттого и Эмаус отмечается в первый день после католической Пасхи.

Вкратце стоит напомнить содержание эпизода с библейским Эммаусом. Вечером того же дня как Христос воскрес после своего распятия, встретились Ему на пути в деревню Эммаус два Его ученика – не из апостолов, а скорее из числа семидесяти – Клеопа и Лука. Они обсуждали между собой то, что происходило в последние дни в Иерусалиме. Иисус подошёл к ним и заговорил, но они не узнали Его. И так, дойдя до Эммауса, не могли узнать в Нём Христа. Но вечером Он сел за стол с ними, преломил хлеб и в этот момент открылось Клеопу и Луке, что это воскресший Иисус всё это время находился с ними. Но в этот момент Он стал невидимым для них. Несмотря на поздний час, они поспешили назад в Иерусалим, откуда и пришли, поделиться радостной вестью с апостолами, которым, как оказалось, воскресший Спаситель тоже являлся.

К этой библейской истории и возвращает нас польская традиция Эмауса (Эммаус = Emaus на польском). Корни её уходят в Средние века, в период Контрреформации. В Пасхальный понедельник было принято посещать храмы, находящиеся вне стен города, в память о том, что Иисус встретил Клеопу и Луку за стенами Иерусалима.
Как мы можем видеть сегодня, традиция до сих пор жива в Польше. Стоит отметить, правда, что в большинстве городов она угасла. Но жители некоторых из них не оставляют попыток Эмаус возродить.Так обстоят дела, например, в Познани, где традицию пытаются «воскресить» в его стародавнем виде – то есть с множеством участников и ярмаркой.

Совсем другая ситуация в Кракове. Здесь, как и сто, и двести лет назад, люди идут в костёлы святого Августина и Иоана Крестителя, что в полутора километрах от ворот средневекового Кракова.
Первое упоминание краковского Эмауса встречается в рукописи Джованни Паоло Муканти, где он описывает службу в костёле, так и называемом краковянами – Эмаусом. Запись относится к 1596 году. В этот день в костёлах служится особая мша (месса), на которой присутствующие получают отпуст. Отпуст, в данном случае, в отличие от православного обряда, означает прощение грехов – индульгенцию. Тогда как в православном богослужении отпуст является сочетанием молитвенных песнопений, по окончании которых верующим разрешается покинуть храм. Но по дороге домой из костёлов краковян ждут улицы, уставленные ярмарочными палатками.

Местную особенность предложения составляют фигурки-обереги. Так, главным оберегом тут выступает фигурка еврея, читающего Тору или играющего на скрипке.
Есть даже слоган, призывающий покупать обереги – «Kto z Emausa nie ma Żyda, temu będzie ciężka bida» («Кто с Эмауса не имеет жида, того постигнет тяжкая беда». Żyd польск. – еврей. Речь здесь не о буквальной беде, а о беде в отсутствии финансового благополучия. Примерно из этой же серии пословица Żyd w sieni – piniądz w kieszeni. Еврей в сени – деньги в кармане. Будет в доме еврей – будут деньги, а раз нет еврея, то и денег не будет.) Также, на лотках можно встретить и традиционные пряники в форме сердца. На ярмарке периодически устраиваются народные забавы, например, стрельба из лука, катание на карусели или лотереи на разнообразные сувениры. Можно сказать, что праздник Эмауса в Кракове дошёл до нашего времени практически в неизменном виде, разве что участников раньше было относительно больше. В позапрошлом веке в этом народном гулянии участвовала значительная часть жителей Кракова. Для горожан XIX столетия Эмаус был своеобразной торжественной прогулкой после целого дня сидения за праздничным пасхальным столом.

Картина Йозеф фон Фюрих «На пути в Эммаус» 1837

Илья Болгов