Работа в Польше для иностранцев. Новые правила с 2017 года

24.02.2017, 09:18

 

 Пожалуй, одним из самых важных изменений, призванным упростить процедуру трудоустройства в Польше, является новое разрешение сезонную на работу.

Органом, выдающим такие разрешения, станет Староста Повята. То есть за разрешением на сезонную работу нужно отправляться в Повятовый Центр Трудоустройства (Powiatowy Urząd Pracy или сокращённо PUP). При этом зарплата иностранца, выполняющего сезонную работу, будет верифицироваться по принципу сопоставимости с вознаграждением работников, выполняющих работу подобного рода или зарплат на такой же должности.Специально под этот вид разрешений появятся и новые реестры. Реестр предложений сезонной работы в Польше, а также реестр разрешений на сезонную работу.

Это не единственное, что изменится при устройстве на работу в Польше иностранца. Если все пойдет в соответствии с оптимистическим сценарием, новые решения будут введены в апреле этого года. В первом же квартале 2017 года правила остаются без изменений. Разберёмся, что изменится конкретно.

Что имеем на данный момент

В настоящее время, как и в предыдущие годы, иностранцы были трудоустраиваемы в Польше на основе одного из нескольких юридических оснований.

Первое основание: На основании разрешения на работу. В заявлении о его выдаче следует, что предназначено оно «иностранцу, планирующему выполнять работу на территории Республики Польша на основании договора с юридическим лицом, юридический адрес которого или место жительства или отрасль, предприятие или иная форма организованной деятельности находятся на территории Республики Польша». Эта норма относилась ко всем иностранцам из-за пределов Европейского Союза, не освобождённых по закону от необходимости получения такого разрешения.

Второе основание: Карта Поляка. Иностранец может работать на основании имеющейся у него «Карты Поляка» – документа, подтверждающего принадлежность лица к польской нации. При наличии Карты Поляка гражданин одной из стран бывшего Советского Союза должен иметь открытую специальную действующую визу, как правило, на период пребывания 365 дней. На основании этих документов он может работать без ограничений на тех же правах, что и граждане Польши в течение срока действия визы. Исключением является служба в армии и силовых структурах.

Третье основание: Карта временного пребывания. Иностранец может работать в Польше на основании так называемой карты временного пребывания, в которой самой популярной формой разрешения является равномерное распределение между временным пребыванием и работой. Такая форма по сути закрепляет работника за конкретным работодателем и конкретной должности.

Четвёртое основание: Карта постоянного пребывания – оно же «вид на жительство». Обладатель вида на жительство может работать без ограничений, как гражданин Польши. Еще одно решение касается супругов польских граждан, которые не имеют польского гражданства. Такие люди могут работать в Польше на основании карты временного или постоянного пребывания с отметкой, что они имеют доступ к рынку труда – «Dostęp do rynku pracy». Теоретически это дает возможность выполнения любой работы.

Студенты и выпускники польских ВУЗов так же могут трудоустроиться в Польше при условии, что он учился в реальном учебном заведении на территории Польши. Работу можно получить на основании справки из вуза и документа, разрешающего легальное пребывание на территории республики Польша. Соответственно, этим документом может быть виза или карта пребывания.

В последнем случае, граждане шести стран – Украины, России, Молдовы, Армении, Грузии и Белоруссии – могут работать без разрешения на работу, а лишь на основании заявления работодателя «О намерении поручить иностранцу выполнение работы». Повятовое бюро трудоустройства (он же PUP) выдаёт на этом основании разрешение на работу в течение 6 месяцев в течение следующих 12 месяцев.

Что будет после вступления изменений в силу

Изменения должны коснуться по большей части упомянутой выше группу заинтересованных в работе в Польше граждан России, Белоруссии, Украины, Молдовы, Армении и Грузии. Предполагаемые изменения закона имеют целью внедрение в польскую правовую систему директивы Европейского Парламента и Совета 2014/36/UE от 26 февраля 2014 года об условиях въезда и пребывания граждан третьих стран с целью трудоустройства в качестве сезонного работника.

Для иностранцев из стран, не входящих в Евросоюз, должны быть введены два вида разрешений.

Первый вид нового разрешения на работу - это упомянутое в начале данного материала Разрешение на сезонную работу. Согласно проекту закона, выдаваться оно будет на срок до восьми месяцев. За сезонным разрешением на работу смогут обращаться граждане всех «третьих стран» – в понимании польского законодательства – то есть всех, не входящих в Европейский союз. По словам экспертов, такое решение обеспечивает значительное расширение диапазона потенциальных работников по отношению к действующей в настоящее время системы, охватывающей граждан лишь шести стран бывшего СССР.

Второй вид нового разрешения на работу – краткосрочное разрешение на работу – до шести месяцев в течение года. Выдаваться такое разрешение будет Старостой. Оно заменит собой теперешнее «Заявление о намерении нанять на работу иностранца» или «О намерении поручить иностранцу выполнение работы». Получить такое разрешение смогут субъекты, которые ведут крестьянское хозяйство, или физические лица, если данная работа выполняется на благо его семьи. В особенности это касается работ по уходу за больными на дому или нянями. Таже за разрешением смогут обращаться лица, осуществляющие хозяйственную деятельность не менее 12 месяцев. Если субъект ведет хозяйственную деятельность, или сельскохозяйственную деятельность менее чем 12 месяцев, необходимо будет, чтобы на момент подачи заявления не менее 3 месяцев на него работал, по крайней мере, один работник, или же, чтобы этот субъект вел уставную деятельность.

На что направлены вводимые изменения

Целей введения изменений несколько.

Первая цель - это сбор информации и её накопление отражение её в базе данных доступной соответствующим консулам.

Цель вторая – улучшение контроля за субъектами, обращающимися за получением краткосрочных разрешений на работу. Новые типы разрешений на работу позволят более детально проверять юридических лиц и лиц, ведущих хозяйственную деятельность в Польше.

Третья цель – упорядочивание процесса подачи заявлений на выдачу разрешений. С момента вступления в силу изменений за каждое заявление будет взыматься плата в размере 30 злотых. Это должно поспособствовать более осмысленному подходу к процессу как заявителей, так и работников структур. До этого момента процесс подачи был бесплатным, что приводило к злоупотреблениям и влекло за собой сбои в функционировании всей системы, негативно влияя на процесс в общем.

В новых правилах также появится новая предпосылка выдачи разрешения на работу, которой должен стать критерий минимальной заработной платы иностранца. Кроме того, вопрос выдачи разрешений на работу, сезонную и краткосрочную, будет переведён в плоскость административных процедур.

Какие плюсы

В пользу нововведений говорит факт, что проверка документов и субъектов, намеревающихся «поручить иностранцу выполнение работы», существенно ограничит ограничения нелегальную торговлю подобными разрешениями идаже подобными заявлениями. В системе регистрации заявлений о намерении поручения работы были случаи регистрации данных документов безработными лицами, людьми, слишком молодыми для того, чтобы вообще быть работодателем, или просто так называемыми фирмами однодневками. Кроме того, новые правила означают, что сама процедура подачи заявок на временное пребывание и работу облегчится.

Более того, высока вероятность того, что новые правила позволят иностранному работнику оставаться на работе у нанимателя, даже, если его рабочая виза закончилась – на основании штампа в его загранпаспорте о том, что он подал заявление на разрешение на временное пребывание и работу.

Какие минусы

Недостатком предлагаемых решений является то, что выдача разрешений станет административной процедурой. Это может существенно удлинить процесс выдачи краткосрочных разрешений. Как правило, административные решения принимаются в течение 30 дней, а в более сложных случаях 60 дней.

Среди польских работодателей, которые планируют нанять на работу граждан Украины и Грузии в связи с грядущими изменениями, появляются новые опасения. Связаны они с решениями Европейского Парламента по отмене виз для граждан Украины и Грузии. Согласно заявлениям, в перспективе для них планируется отмена виз туристических, выданных для свидания с семьёй, а также в деловых целях сроком до 90 дней в течение года. Эксперты польского рынка труда заявляют, что это, в свою очередь, может привести к увеличению иммиграции из этих двух стран и стать проблемой для работодателей из Польши. Они могут столкнуться с проблемой набора сотрудников их этих стран, так как их граждане будут воспринимать Польшу лишь в качестве временной «стартовой площадки» для поиска работы в других странах Евросоюза.

Опасения эти подкрепляются и тем, что проект изменений включал в себя и возможность «миграции сотрудников внутри компаний». Согласно этой норме сотрудники крупных компаний могут быть перемещены из отделений, к примеру, в России, в отделение на территории Польши, если работодатель получит соответствующее разрешение органов трудоустройства – так называемое «разрешение на долговременную мобильность» (Mobilność długoterminowa). Опасение вызывает и факт того, что остаётся до конца неясным, останется ли работник работать в отделе на территории Польши или переместится в другую страну ЕС в рамках, определённых законом.

Но и это не всё

Кроме вышеописанных изменений должны появиться и такие, которые затронут упомянутых уже студентов и выпускников польских вузов, а также «иностранных лиц, профессии которых являются особо востребованными». Пока в бюро по трудоустройству не комментируют изменения и призывают дождаться вступления изменений в силу. Впрочем, ждать осталось недолго. Новые правила должны вступить в силу с апреля 2017 года.

ссылка: http://polomedia.ru/news/sobytiya/rabota-v-polshe-dlya-inostrancev-novye-pravila-s-2017-goda